Максим Кич писал(а):А обеспечить разнообразие ситуаций в которых игроку приходится как-то решать вопросы со своей совестью не получится чисто технически.
В любом случае, вопрос наличия дилемм не связан с игрой про альтруиста\эгоиста.
Можно сделать игру где игрок за все сюжетные квесты получает деньги и лут, а можно - где не получает. Но в обоих играх он их делает потому что они сюжетные. Можно сделать игру где игрок покупает и ворует снаряжение в магазине, а можно - без механики денег. Можно написать что в конце подземелья личное бессмертие\несметные богатства, а можно - что спасение мира.
В конце концов можно сделать игру по миру Ведьмака, а можно - по мирам Перумова.
Максим Кич писал(а):Это всё не совсем правда — в смысле мотивации. Найдите мне на нашем форуме в ветке обсуждения рогаликов хотя бы одну беседу посвящённую моральной дилемме, повлиявшей на игру. Народ что обсуждает? Тактики, билды и YASD-ы.
Да, моральные дилеммы это небольшая часть игры, да и обсуждать обычно нечего, кроме "я за хороших", "а мне большие плохие понравились". Но она есть. Про крипту много обсуждали, но не в духе "идти или не идти", а "как бы так сделать чтоб не пришлось выбирать или хотя бы получить уровень повыше" или "а я твердо решил забить и не идти".
Из примеров понравившихся мне моральных выборов из рогаликов:
В Rayel в конце (спойлер)
Что-то в духе ADOM, можно либо закрыть портал тварям Хаоса, либо наоборот помочь им. Но если помочь, то тебя просто обманывают, разрушают мир и убивают тебя, никакого хеппиенда. Ну и т.к. это конец игры то никакого 100-го раза не будет.
В ZAngband, то ли на этом форуме то ли нет, кто-то описывал "горнило артефактов". Приручаем нескольких древних драконов, часть прячем "на развод", потом стреляем в одного и прячемся в укрытие. Они начинают друг друга жечь, вызывать новых, в огне разнообразных стихий сгорает весь лут кроме артефактов. В конце идем и собираем. Я в обсуждении не участвовал, но мне запомнился этот прием тем что по нему я осознал, что в играх всегда подсознательно следовал правилу "мы в ответе за тех кого приручили", ну т.е. если это не иллюзия а призванное или прирученное существо, то никогда не посылал его на верную смерть (разве что если смерть грозила персонажу), поэтому про прием даже читать описание было противно.
В Томе4 кстати саммонер эту привычку убивает, всякими черепахами и драконами которых выгодно чтобы враги били, ну и тем что все вызванные исчезают, из-за чего кажутся иллюзиями.
В Rimworld (хотя это и не очень рогалик), была ситуация - захватил кучу раненых нападавших, все без рук или ног, еды не хватает, отапливаемых помещений не хватает, медикаментов почти нет, колонисты на грани срыва, пленники тоже на грани берсерка. Ну и выбор - или продать в рабство (мимо как раз пролетает корабль торговцев) что снизит мораль колонистов, либо разделать на органы (что еще больше снизит мораль), либо честно казнить (что кстати тоже снизит мораль, хотя и слабее), либо убить "игровыми методами" (вывести и бросить на морозе или просто объявить врагом и зарезать), ну либо дальше смотреть как все разваливается.